Направления научной деятельности
Основными направлениями научной деятельности института являются:
- развитие системы материально-технического обеспечения, в части применения Железнодорожных войск, как совокупности взаимосвязанных органов военного управления, сил и средств, объединённых единством цели и функционирующих на основе общих принципов в мирное и военное время;
- обоснование основных принципов координации и интеграции структур Железнодорожных войск с системой материально-технического обеспечения, оснащения их вооружением, военной техникой, техникой и имуществом Железнодорожных войск. Совершенствования взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти (в области транспорта), органами местного самоуправления и организациями промышленности для осуществления территориального принципа реализации мероприятий по всем видам обеспечения Железнодорожных войск в мирное и военное время;
- обоснование оперативно-тактических и военно-экономических требований к техническому оснащению, восполнению потерь вооружения, военной техники, техники и имущества Железнодорожных войск в ходе выполнения задач по предназначению с учётом возможностей организаций промышленности по их поставкам, модернизации и ремонту;
- военно-экономическое обоснование основных параметров и показателей оценки и повышения эффективности применения Железнодорожных войск в мирное время в том числе за счёт разработки новых (перспективных, нетрадиционных) способов (технологий);
- исследование проблем теории и практики реализации мероприятий по всем видам обеспечения Железнодорожных войск с учётом развития военного искусства, форм и способов ведения вооружённой борьбы, новых видов вооружения, военной техники (в том числе беспилотных летательных аппаратов), техники и имущества Железнодорожных войск, располагаемых ресурсов;
- обоснование норм накопления, эшелонирования, способов поставки и содержания запасов материальных средств, порядка их формирования и с учётом сроков выполнения задач Железнодорожных войск по предназначению в условиях военного времени, физико-географических условий эксплуатации железных дорог, вооружения, военной техники, техники и имущества Железнодорожных войск;
- исследование проблем приведения структуры, состава и численности Железнодорожных войск, и обоснование их производственных возможностей в соответствие с задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учётом выделения на эти цели достаточного или ограниченного количества ресурсов;
- обоснование путей, методов и способов подготовки, порученных Железнодорожным войскам объектов (участков) железных дорог в границах военных округов и театров военных действий, Исследование проблем надёжности, живучести, устойчивости и безопасности в области эксплуатации железных дорог интересах транспортного обеспечения группировок войск (сил);
- совершенствование организации технического прикрытия и восстановления (в том числе с применением робототехнических систем и комплексов) порученных Железнодорожным войскам объектах (участках) железных дорог, повреждённых или разрушенных вследствие военных действий (чрезвычайных ситуаций), включая ремонт и восстановление вооружения, военной техники и имущества Железнодорожных войск;
- исследование проблем управления Железнодорожных войск, организации устойчивой связи с использованием автоматизированных систем, средств и комплексов связи, применения современных ситуационно-моделирующих систем и комплексов (в том числе с элементами искусственного интеллекта и нейросистем), компьютерных технологий при выполнении расчётов и планировании применения Железнодорожных войск в мирное и военное время;
- разработка требований и обоснование рационального уровня обеспечения современными образцами вооружения, военной техники, техники и имущества Железнодорожных войск, материальными средствами их стандартизации и унификации
- исследование проблем совершенствования системы транспортного обеспечения войск (сил), как совокупности взаимосвязанных органов военного управления и транспорта, сил и средств, объединённых единством цели и функционирующих на основе общих принципов в мирное и военное время;
- совершенствования взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти (в области транспорта), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями различных форм собственности для подготовки транспортных коммуникаций к выполнению воинских перевозок различными видами транспорта как в мирное и военное время;
- исследование проблем подготовки, эксплуатации, технического прикрытия и восстановления транспортных коммуникаций (в том числе с применением робототехнических систем и комплексов) с целью обеспечения боевой и мобилизационной готовности Вооружённых сил Российской Федерации, своевременного развёртывания группировок войск на стратегических направлениях;
- исследование проблем заблаговременной подготовки транспортных коммуникаций к выполнению массовых воинских перевозок при ограниченных ресурсах материальных, финансовых, сил и средств на их реализацию;
- развитие и применение информационных технологий и технологий кибербезопасности в системах управления воинскими перевозками, совершенствование автоматизированных систем управления воинскими перевозками, как интегрируемых элементов единой автоматизированной системы управления Национального центра управления обороной Российской Федерации;
- военно-экономическое обоснование основных параметров и показателей оценки и повышения эффективности использования видов транспорта в мирное и военное время;
- исследование проблем организации погрузки (выгрузки) войск (сил) на неподготовленных и необорудованных местах (участках) транспортных коммуникаций. Разработка новых (перспективных, нетрадиционных) способов (технологий) передачи войск (сил) через барьерные рубежи, образцов погрузочно-выгрузочных устройств и креплений вооружения и военной техники на транспортных средствах;
- исследование проблем теории и практики реализации мероприятий по всем видам обеспечения воинских перевозок с учётом развития военного искусства, форм и способов ведения вооружённой борьбы, новых видов вооружения, военной техники, техники и имущества Вооружённых сил Российской Федерации. Военно-научное сопровождение мероприятий транспортного обеспечения группировки войск (сил) в Арктической зоне Российской Федерации;
- исследование проблем приведения структуры, состава и численности органов управления транспортным обеспечением в соответствии с задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учётом выделения на эти цели достаточного и (или) ограниченного количества ресурсов;
- исследование проблем надёжности, живучести, устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности в области эксплуатации железных дорог в интересах транспортного обеспечения группировок войск (сил);
- исследование проблем управления системой воинских перевозок с использованием автоматизированных средств с применением современных ситуационно-моделирующих систем и комплексов (в том числе с элементами искусственного интеллекта и нейросистем), компьютерных технологий при выполнении расчётов и планировании воинских перевозок в мирное и военное время.
Результаты научной деятельности
Неотъемлемой частью научной деятельности является поддержание научного потенциала на требуемом уровне (доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по основной образовательной программе высшего образования должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей).
В 2020 году научный потенциал института составляет:
- докторов наук и профессоров кандидатов наук - 15 человек;
- кандидатов наук и доцентов без учёной степени - 81 человек.
В качестве соисполнителей НИР и в инициативном порядке в 2020 году учеными института выполняется 56 научно-исследовательских работ.
Основными показателями технического творчества постоянного и переменного состава института являются количество поданных заявок на изобретения, полезные модели и программы для ЭВМ. В 2019 году на поданные заявки получено 31 патент на изобретения и полезные модели, принято к использованию 285 рационализаторских предложений.
С целью активизации научной работы, более широкого привлечения постоянного и переменного состава к проведению научных исследований, а также выявления проблемных вопросов в области Железнодорожных войск и транспортного обеспечения в институте проводятся научные конференции военно-научной направленности различного уровня (международные, всероссийские, межвузовские и т.д.). В 2019 году представители профессорско-преподавательского состава института организовали 23 научных конференций с привлечением представителей других ВУЗов, научно-исследовательских организаций.
Также профессорско-преподавательский и курсанты института активно принимают участие в конференциях, организованных другими ВУЗами и НИО. В 2019 году представители института приняли очное и заочное участие в более 70 конференциях, проведённых сторонними организациями.
Руководство института стремится находить разные моральные и материальные способы стимулирования научной деятельности научно-педагогического состава и курсантов, для чего организует их участие в конкурсах на лучшие научные работы. Представители института активно участвуют в конкурсах различного уровня и направленности, проводимых образовательными и научно-исследовательскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, а также организациями других федеральных органов исполнительной власти.
В 2020 году в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, курсанты института завоевали 2 призовых места и получили грамоты Министра обороны.
Также представители института активно участвуют в конгресно-выставочной деятельность. Так в 2019, 2020 годах представители института приняли участие в таких выставках как, Интерполитех-2019, Армия-2020, Архимед-2020, по результатам которых были представлены к следующим наградам: 1 кубок, 13 медалей, 19 дипломов и грамот.